Как Вы оцениваете итоги 2017 года для российского рынка страхования жизни? Какова текущая ситуация и пути дальнейшего развития в сфере страхования жизни?
В прошедшем 2017 году страхование жизни стало лидером среди всех видов страхования. Финансовые показатели рынка страхования жизни можно оценить по результатам 23 компаний, входящих в АСЖ, представляющих более 99,5 % этого рынка. Сборы страховой премии у лайфовых компаний выросли на 44 % и составили 356,3 млрд рублей, в том числе по страхованию жизни выросли на 53,3 % и достигли 328,5 млрд рублей.
В нашем сегменте увеличивается количество страховых компаний. За последние два месяца были созданы две компании по страхованию жизни, владельцами которых стали Россельхозбанк и БКС Брокер. Это позитивный факт, который подтверждает, что инвесторы видят перспективу в нашем рынке.
К важным итогам 2017 года я отношу появление доклада Банка России о развитии страхования жизни, который был опубликован в октябре. Продолжается сбор обратной связи и дискуссии с участниками рынка о том, что должно войти в планы нашего дальнейшего развития.
Более 90 % российского рынка страхования жизни сегодня – это банковские продажи. Важность этого канала продаж для нашей индустрии трудно переоценить. Именно поэтому, от того, насколько качественно банки продвигают различные страховые программы, во многом зависит репутация страховой отрасли. В своем недавнем выступлении первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов озвучил идею о том, что на банки, продвигающие страховые программы и выступающие в роли страховых агентов, должны распространяться базовые стандарты страхового рынка. Мы уверены, что совместная работа по разработке и внедрению этих стандартов помогут повысить удовлетворенность клиентов, приобретающих страховые продукты в банке, и сохранить при этом высокие темпы роста индустрии.
Регулятор ждет от нас – страховщиков жизни – более разнообразной и широкой линейки продуктов, отвечающих различным потребностям клиентов. Это логично: чем более диверсифицирован рынок, тем более он устойчив и тем больше удовлетворенность клиентов, имеющих возможность выбирать разные продукты.
Мы по-прежнему рассчитываем на то, что страховщики смогут занять место в обновленной пенсионной системе Российской Федерации. Мы живем в условиях таких экономических реалий, когда доля социальных расходов в бюджете снижается, государство не может в полной мере финансировать медицину, образование, выплату пенсий, и помочь восполнить недостающее финансирование могут соответствующие страховые продукты. Страхование жизни – социально-значимая индустрия, и у наших зарубежных коллег в других странах мира важнейшим направлением является добровольное пенсионное страхование. Два года назад ЦБ и Минфин объявили о концепции индивидуального пенсионного капитала и необходимости стимулировать граждан и работодателей создавать собственные индивидуальные или корпоративные добровольные пенсионные планы. Очевидно, что чем больше финансовых институтов будут предлагать свои разнообразные продукты в этом стратегическом направлении, тем лучше будет развиваться пенсионное страхование. Пока нам мешает неравенство с НПФ в части налогообложения, но думаю, если это будет изменено, наша индустрия окажется способна предложить интересные и конкурентоспособные продукты и занять заметную долю рынка добровольных пенсий.